ПРЕСС-РЕЛИЗ № 29
16 декабря 2014
"Быстро, точно и удобно"
Не секрет, что крупные федеральные торговые сети и свои, помельче, торгуют в Кузбассе по современным стандартам и пользуются новейшими технологиями в сфере продаж. Потребительская кооперация региона, дабы сохранить завоеванный ею рынок, тоже вступает на путь автоматизации торговли. Первопроходцами в этом нелегком деле стали кооператоры Кемеровского и Мариинского районов.
Кооперативный магазин в селе Мазурово Кемеровского района - один из самых лучших в райпотребсоюзе и дает товарооборот в размере 1,5 млн. рублей.
- На нем-то и решили "откатать" весь процесс автоматизации, чтобы сразу увидеть все недостатки и постараться не повторять их в дальнейшей работе, - рассказывает председатель правления Кемеровского райпотребсоюза Максим Шевцов. - Увеличения товарооборота мы пока не заметили - это в перспективе. А вот первые положительные выводы мы уже сделали. Во-первых, в режиме реального времени отслеживаем объемы, реализацию товара, ассортиментную линейку, какой товар "расходится" и приносит прибыль, а какой залеживается на полке, вся товарная масса разбита на группы. Это безусловный плюс, потому что у меня, как у руководящего звена в этой цепочке, сразу появляется возможность анализировать и корректировать процесс торговли не через месяц или два, а сегодня и сейчас. Кроме того, персонал уже не может "нахимичить" и выложить на витрину "левого" молока или сметаны, потому что торговать из-под полы в современном магазине просто невозможно. Также порадовал процесс инвентаризации: все быстро и удобно. Терминал сбора данных позволяет в несколько раз быстрее проводить учет товаров, остатки собирает теперь компьютер, а продавцы забыли о том, что такое ведомости.
Однако, наряду с очевидными плюсами, внедрение новых технологий, по словам Максима Валерьевича, выявило и ряд существенных недостатков в процессе автоматизации. Прежде всего, это несовершенство программного обеспечения.
- "1С-Рарус" - программа узкая и малоизвестная, - отмечает Максим Шевцов, председатель правления Кемеровского райпотребсоюза, - сырая и неприспособленная под форматы наших магазинов. Она постоянно дорабатывается, что осложняет дело. Кроме того, на местах ее некому обслуживать, потому что в Кемерово в "Рарусе" никто не работает, компетентных специалистов нет. Конечно, IT-консультанты облпотребсоюза постоянно помогают, но они компьютерщики - в бухгалтерии и отчетности они просто "плавают". Поэтому проблемы решать по большому счету приходиться самим, шишек уже набили немало, зато дальше, я думаю, будет легче. Планируем подключить к процессу автоматизации второй крупный магазин самообслуживания в селе Березово.
И вот здесь сразу выскакивает еще ряд проблем, о которых наперебой говорят руководители кооперативных предприятий Кузбасса. В первую очередь, это немалая стоимость проекта, ведь на автоматизацию одного магазина, в среднем, придется потратить около 200 тысяч рублей. Это себя оправдает, если торговое предприятие "миллионник" и стабильно делает хороший товарооборот. Таковых в кооперации промышленно развитого Кузбасса, где свыше 85 процентов населения сосредоточено в городах, а сельское хозяйство живет за счет госдотаций, можно пересчитать по пальцам. Поэтому для малодоходных и убыточных магазинов в отдаленных селах автоматизация обойдется в копеечку. Прибавьте к этому еще и ежемесячный доступ в интернет.
В придачу к сложностям технического характера "всплывает" еще и кадровый вопрос: деревенские продавцы старой закалки как огня боятся компьютерной техники и категорически не желают ее осваивать.
- Методологии не хватает, - рассказывает Максим Валерьевич, - нужен обучающий центр для продавцов, где бы они познакомились плотнее с программой, с техникой, с особенностями работы в новых условиях, почувствовали себя увереннее, что ли. Ведь сегодня деньги на автоматизацию магазина, скажем, найти можно: кредит взять не проблема. А подобрать команду продавцов, порядочных, да чтобы еще и техникой владели - сложно.
Несмотря на все трудности, говорит Надежда Лагутина, председатель Совета Кемеровского облпотребсоюза, перестраиваться надо, иначе потребительская кооперация потеряет свои позиции в сфере торговли, потому что наши конкуренты, покорив городской рынок, активно расширяются и строят гипермаркеты в сельской местности.
- В конце 90-х - начале 2000-х кооперация перестроилась и пошла в ногу со временем, отмечает Надежда Николаевна. - Будучи на протяжении многих лет заместителем председателя правления по логистике и организации торговли, я принимала участие в создании сети кооперативных магазинов под марками "Губернский", "Кооператор", "Ветеран". Эксперимент удался. Мы пошли дальше: стали вводить в крупных магазинах систему самообслуживания. Попали, что называется, в точку. Еще ни один район не пожалел и не отказался от этой системы. Затем совместно с руководителями районных предприятий поэтапно осваивали непростую в организации аптечную торговлю. По опыту скажу, что в авангарде всегда тяжело, но результат того стоит.
Елена Шубина,
фото автора,
Кемеровская область.